домой | команда | faq | о проекте
-15°C
Понедельник, 6 ноября. Лагерь 4. Мы двинулись в обычном порядке, приняв меры, чтобы везти полные грузы, на тот случай, если замеченные три точки действительно окажутся мотором. Наши опасения подтвердились. Записка от Э. Эванса извещала, что повторилась та же беда: раскололся толстый конец цилиндра № 1; в остальном же машина была в исправности. Машины, очевидно, не приспособлены к такому климату – недостаток, впрочем, наверно, исправимый. Одно доказано, система передвижения вполне удовлетворительна.

Моторная команда, по уговору, пошла вперед, везя грузы на себе.

Лошади отлично справлялись с полными грузами. Даже Китаец и Джию бодро везли каждый свои 450 фунтов и столь же бодро завершили дневной переход. Аткинсон и Райт находят, что эти лошади поправляются.

Лучшие лошади везут свои грузы шутя, а груз моего Сниппетса достигал 700 фунтов, даже с лишком, включая сани. Поверхность пути, правда, здесь много лучше. В прошлом году это место мы перешли легко. Успех всех нас очень подбодрил, свидетельствуя, что значительное укрепление сил лошадей зависело от разумной тренировки. Даже Отс доволен.

Когда мы разбивали лагерь, грозила разыграться пурга, поэтому пришлось настроить снежных валов. Час спустя дул уже довольно сильный ветер, но снега было немного. За валами лошади, по-видимому, чувствуют себя хорошо. Новые попоны хорошо прикрывают их, и так как снежные валы одной с ними высоты, то лошади не ощущают ветра. Такой защите научил нас прошлогодний опыт; радует сознание, что то злополучное путешествие хоть на что-нибудь пригодилось. Пишу в конце дня. Ветер все еще силен. Боюсь, что этой ночью нельзя будет двинуться. Вчера Кристофер опять поднял страшную возню; запрячь его удалось с величайшим трудом. Эту неприятность придется, видно, переносить еще немало времени.

Температура воздуха -15°C – ниже, чем следовало бы быть в пургу. В палатке холодно, но лошадей ветер, по-видимому, не очень беспокоит.

Эта пурга отличается некоторыми чертами, заслуживающими внимания.

Прежде чем двинуться из Углового лагеря, мы заметили тяжелое нагромождение туч около мыса Крозье и горы Террор и черную черту низких слоистых облаков на западных склонах Эребуса. У нас же солнце светило, было тепло и приятно. Вскоре после того как мы тронулись, кругом нас образовался туман, который то густел, то редел. Поднялся легкий южный ветер. Над нами собрались облака – кучевые и слоистые, по своему виду сулившие ветер.

На первом привале (милях в пяти к югу) Аткинсон обратил мое внимание на любопытное явление. Можно было заметить, как поперек диска низко стоящего солнца быстро поднимались слои тумана. Против света поднимались также и темные тени. По всей вероятности, это был нагретый солнцем воздух. Образовалось скопление паров, которое постепенно распространилось по всему небу слоистым покровом, впрочем, везде не особенно плотным: положение солнца всегда можно было различить. Часа два-три спустя ветер стал усиливаться, дуть обычными резкими порывами. Было замечательно, что небо над южным небосклоном оставалось ясным, голубым и облака время от времени как будто туда собирались. Временами они рассеивались, и раскрывалось значительное пространство голубого неба. Общий вид такой, будто вся эта пертурбация произошла от окружающих нас условий и скорее движется с севера на юг, а не навеяна ветром – явление довольно типичное. С другой стороны, это еще не свирепая снежная метель. Например, берег, вчера закрытый облаками, сегодня ясно виден, так же как и гора Блэфф.

(Другим почерком, возможно диктовалось) Во время утреннего и большей части предыдущего перехода, прежде чем мы почувствовали движение воздуха, темные слоистые тучи стояли над морем Росса и над восточной частью Барьера к SE, местами с признаками ветра. В то же время к югу от нас появлялись темные слоистые полосы, которые на небосклоне казались маревом. Когда мы разбивали лагерь после утреннего перехода, эти полосы исчезли за массой белого тумана (а может быть, крутившегося снега); ветер же все время усиливался. Моё общее впечатление такое, что буря шла с юга, но обогнула восточную часть Барьера и лишь тогда уже разыгралась во всю ширь, захватив и нас.

Camp 4. We started in the usual order, arranging so that full loads should be carried if the black dots to the south prove to be the motor. On arrival at these we found our fears confirmed. A note from Evans stated a recurrence of the old trouble. The big end of No. 1 cylinder had cracked, the machine otherwise in good order. Evidently the engines are not fitted for working in this climate, a fact that should be certainly capable of correction. One thing is proved; the system of propulsion is altogether satisfactory. The motor party has proceeded as a man-hauling party as arranged.

With their full loads the ponies did splendidly, even Jehu and Chinaman with loads over 450 lbs. stepped out well and have finished as fit as when they started. Atkinson and Wright both think that these animals are improving.
The better ponies made nothing of their loads, and my own Snippets had over 700 lbs., sledge included. Of course, the surface is greatly improved; it is that over which we came well last year. We are all much cheered by this performance. It shows a hardening up of ponies which have been well trained; even Oates is pleased!

As we came to camp a blizzard threatened, and we built snow walls. One hour after our arrival the wind was pretty strong, but there was not much snow. This state of affairs has continued, but the ponies seem very comfortable. Their new rugs cover them well and the sheltering walls are as high as the animals, so that the wind is practically unfelt behind them. The protection is a direct result of our experience of last year, and it is good to feel that we reaped some reward for that disastrous journey. I am writing late in the day and the wind is still strong. I fear we shall not be able to go on to-night. Christopher gave great trouble again last night – the four men had great difficulty in getting him into his sledge; this is a nuisance which I fear must be endured for some time to come.
The temperature, -5º, is lower than I like in a blizzard. It feels chilly in the tent, but the ponies don’t seem to mind the wind much.

The incidence of this blizzard had certain characters worthy of note: -

Before we started from Corner Camp there was a heavy collection of cloud about Cape Crozier and Mount Terror, and a black line of stratus low on the western slopes of Erebus. With us the sun was shining and it was particularly warm and pleasant. Shortly after we started mist formed about us, waxing and waning in density; a slight southerly breeze sprang up, cumulo-stratus cloud formed overhead with a rather windy appearance (radial E. and W.).

At the first halt (5 miles S.) Atkinson called my attention to a curious phenomenon. Across the face of the low sun the strata of mist could be seen rising rapidly, lines of shadow appearing to be travelling upwards against the light. Presumably this was sun-warmed air. The accumulation of this gradually overspread the sky with a layer of stratus, which, however, never seemed to be very dense; the position of the sun could always be seen. Two or three hours later the wind steadily increased in force, with the usual gusty characteristic. A noticeable fact was that the sky was clear and blue above the southern horizon, and the clouds seemed to be closing down on this from time to time. At intervals since, it has lifted, showing quite an expanse of clear sky. The general appearance is that the disturbance is created by conditions about us, and is rather spreading from north to south than coming up with the wind, and this seems rather typical. On the other hand, this is not a bad snow blizzard; although the wind holds, the land, obscured last night, is now quite clear and the Bluff has no mantle.

[Added in another hand, probably dictated:
Before we felt any air moving, during our A.M. march and the greater part of the previous march, there was dark cloud over Ross Sea off the Barrier, which continued over the Eastern Barrier to the S.E. as a heavy stratus, with here and there an appearance of wind. At the same time, due south of us, dark lines of stratus were appearing, miraged on the horizon, and while we were camping after our A.M. march, these were obscured by banks of white fog (or drift?), and the wind increasing the whole time. My general impression was that the storm came up from the south, but swept round over the eastern part of the Barrier before it became general and included the western part where we were.]



1 ноября 1911
2 ноября 1911
3 ноября 1911
4 ноября 1911
5 ноября 1911
6 ноября 1911
7 ноября 1911
8 ноября 1911
9 ноября 1911
10 ноября 1911
11 ноября 1911
12 ноября 1911
13 ноября 1911
14 ноября 1911
15 ноября 1911
16 ноября 1911
17 ноября 1911
18 ноября 1911
19 ноября 1911
20 ноября 1911
21 ноября 1911
22 ноября 1911
23 ноября 1911
24 ноября 1911
25 ноября 1911
26 ноября 1911
27 ноября 1911
28 ноября 1911
29 ноября 1911
30 ноября 1911
1 декабря 1911
2 декабря 1911
3 декабря 1911
4 декабря 1911
5 декабря 1911
6 декабря 1911
7 декабря 1911
8 декабря 1911
9 декабря 1911
10 декабря 1911
11 декабря 1911
12 декабря 1911
13 декабря 1911
14 декабря 1911
15 декабря 1911
16 декабря 1911
17 декабря 1911
18 декабря 1911
19 декабря 1911
20 декабря 1911
21 декабря 1911
22 декабря 1911
23 декабря 1911
24 декабря 1911
25 декабря 1911
26 декабря 1911
27 декабря 1911
28 декабря 1911
29 декабря 1911
30 декабря 1911
31 декабря 1911
1 января 1912
2 января 1912
3 января 1912
4 января 1912
5 января 1912
6 января 1912
7 января 1912
8 января 1912
9 января 1912
10 января 1912
11 января 1912
12 января 1912
13 января 1912
14 января 1912
15 января 1912
16 января 1912
17 января 1912
18 января 1912
19 января 1912
20 января 1912
21 января 1912
22 января 1912
23 января 1912
24 января 1912
25 января 1912
26 января 1912
27 января 1912
28 января 1912
29 января 1912
30 января 1912
31 января 1912
1 февраля 1912
2 февраля 1912
3 февраля 1912
4 февраля 1912
5 февраля 1912
6 февраля 1912
7 февраля 1912
8 февраля 1912
9 февраля 1912
10 февраля 1912
11 февраля 1912
12 февраля 1912
13 февраля 1912
14 февраля 1912
15 февраля 1912
16 февраля 1912
17 февраля 1912
18 февраля 1912
19 февраля 1912
20 февраля 1912
21 февраля 1912
22 февраля 1912
23 февраля 1912
24 февраля 1912
25 февраля 1912
26 февраля 1912
27 февраля 1912
28 февраля 1912
29 февраля 1912
1 марта 1912
2 марта 1912
3 марта 1912
4 марта 1912
5 марта 1912
6 марта 1912
7 марта 1912
8 марта 1912
10 марта 1912
11 марта 1912
12 марта 1912
14 марта 1912
17 марта 1912
18 марта 1912
19 марта 1912
21 марта 1912
22 марта 1912
29 марта 1912