Воскресенье, 3 декабря. Лагерь 29. С погодой нам до смешного не везет. Я всех поднял в 2 ч 30 м утра, думая выступить в 5 ч. Шел густой снег, однако идти еще можно было бы, но пока мы завтракали, ветер усилился. К 4 ч 30 м с юга дул уже настоящий шторм. Защищавший лошадей снежный вал разнесло, намело громадные сугробы, и сани мигом занесло. Такого ветра я в здешних краях летом еще не испытывал. К 11 ч поутихло. В 12 ч 30 м мы поднялись, поели и собрались. Тучи прорвались, показалась земля, а в 1 ч 30 м солнце уже ярко сияло. Отправились в 2 ч. Кругом, со всех сторон была видна земля, и, если бы не облако к SE, все сулило бы прекрасный день. В 2 ч 15 м я заметил, что облако расползается. Через четверть часа оно заслонило собой землю в 30 милях от нас, а к 3 ч настигло нас. Солнце скрылось, повалил снег. Условия для ходьбы сделались ужасные. Ветер с SE усилился, свернул на SW, немного спустя вдруг перескочил на WNW, потом на NNW. Теперь дует в этом направлении и крутит густо падающий снег. Перемены эти происходят с неимоверной, прямо ошеломляющей быстротой. Невзирая на все невзгоды, нам удалось продвинуться на 11,5 мили к югу. В 7 ч вечера мы добрались сюда на ночлег, измученные переходом при таких невозможных условиях. Передовой санный отряд прошел еще 6 географических миль дальше, прежде чем остановился лагерем. Я думаю, эта работа им уже невмоготу. Сегодня Боуэрс и я пошли вперед на лыжах. Определяли курс по компасу. Крутившийся перед лыжами снег мешал нам, но в последний час слабо засветило солнце. Погода основательно испортилась. Если так продолжится на глетчере, мы окажемся в очень затруднительном положении. Пора бы, кажется, счастью повернуть в нашу сторону. При такой обстановке каждая миля дается ценой тяжкого труда. Лошади великолепно сделали свое дело. Корма хватит на несколько большее время, чем мы ожидали. На Викторе оказалось порядочное количество жира, то же будет и с остальными. Нам не о чем было бы беспокоиться, если б только благоприятствовала погода. Camp 29. Our luck in weather is preposterous. I roused the hands at 2.30 A.M., intending to get away at 5. It was thick and snowy, yet we could have got on; but at breakfast the wind increased, and by 4.30 it was blowing a full gale from the south. The pony wall blew down, huge drifts collected, and the sledges were quickly buried. It was the strongest wind I have known here in summer. At 11 it began to take off. At 12.30 we got up and had lunch and got ready to start. The land appeared, the clouds broke, and by 1.30 we were in bright sunshine. We were off at 2 P.M., the land showing all round, and, but for some cloud to the S.E., everything promising. At 2.15 I saw the south-easterly cloud spreading up; it blotted out the land 30 miles away at 2.30 and was on us before 3. The sun went out, snow fell thickly, and marching conditions became horrible. The wind increased from the S.E., changed to S.W., where it hung for a time, and suddenly shifted to W.N.W. and then N.N.W., from which direction it is now blowing with falling and drifting snow. The changes of conditions are inconceivably rapid, perfectly bewildering. In spite of all these difficulties we have managed to get 11 1/2 miles south and to this camp at 7 P.M.-the conditions of marching simply horrible. The man-haulers led out 6 miles (geo.) and then camped. I think they had had enough of leading. We passed them, Bowers and I ahead on ski. We steered with compass, the drifting snow across our ski, and occasional glimpse of south-easterly sastrugi under them, till the sun showed dimly for the last hour or so. The whole weather conditions seem thoroughly disturbed, and if they continue so when we are on the Glacier, we shall be very awkwardly placed. It is really time the luck turned in our favour – we have had all too little of it. Every mile seems to have been hardly won under such conditions. The ponies did splendidly and the forage is lasting a little better than expected. Victor was found to have quite a lot of fat on him and the others are pretty certain to have more, so that vwe should have no difficulty whatever as regards transport if only the weather was kind. |